Статьи Вяземского

28.12.2015

Дата статьи П.А. Вяземского совпадает со временем наиболее усиленных занятий Арсеньева проблемами статистики, в ходе которых уточняются характеристики, выделенных им 1О пространств, классифицируемых на более мелкие единицы - классы, отделы.

В 1828 году Арсеньев вернулся к работе над «Статистикой Российской империи»: составил план будущих исследований, где отчетливо обозначалась связь с предшествующими и развитие заложенного в них подхода. Важное место в плане занял раздел о городах. Мысль о неоднородности пространств, обусловленной различием природно-экономических факторов, была распространена им и на города. Кроме того, города предстали в его трактовке как явление историческое, меняющееся во времени. Он первым раскрыл зависимость между общеисторическими тенденциями развития, главной функцией и географическим положением города который в первой половине XIX века был осознан один из самых существенный в процессе градообразования - к системе путей сообщения. В полном соответствии с господствовавшими в XVIII - первой трети XIX века представлениями он принимал за главное средство сообщения водные пути. В 18321834-х годах в «Журнале Министерства внутренних дел» ученый опубликовал работу под названием «Гидрографически- статистическое описание городов Российской империи в составе и числе оных в течение двух веков от начала XVIII столетия и доныне». Взяв за исходный хронологический рубеж 1637 год, за исходный материал - «Книгу большому чертежу», ученый проследил историю российских городов на протяжении двух веков по периодам, им обозначенным.

Первая половина XIX века ознаменовалась несколькими попытками создания объемлющей всю Россию системы путей сообщения. Это важное направление градостроительной мысли зародилось в начале XIX века, и дальше о нем будет сказано специально. Здесь же вновь хочется отметить присущую этому большому исследователю интуицию. Арсеньев ввел в науку понятие система (сеть) городов, а за основу каждой из систем, складывавшихся в масштабах страны в макросистему, принял расположение городов по отношению к рекам и торговое значение каждой реки в определенный исторический период. Впервые история отдельных городов и систем городов предстала в связи со складывавшейся и менявшей свое значение во времени системой водных путей. Это, в свою очередь, позволило Арсеньеву показать процесс формирования городских систем на водных путях, динамику процесса городообразования и изменение судьбы отдельных городов в ходе изменения их функций: изменение торговых путей и расширение «пределов» России благоприятствовало дальнейшему росту одних городов и превращению их из крепостей в торгово-ремесленные центры и одновременно приводило к умиранию других. Если вы ищете качественную систему кабельного телевидения остановите свой выбор на indoor tv.


























Страница 1 из 1212345678910...конец »