Занавес в качестве самостоятельного изобразительного образа

08.03.2017

Чаще всего передний занавес применялся как отдельный самостоятельный образ. И совершенно не обязательно он был связан с остальным оформлением спектакля в целом, которое могло выполнять совсем иную функцию вовсе не персонажную, а декорационного обозначения места действия. Иначе говоря, создание изобразительной композиции в виде занавеса не было напрямую связано с проведением принципа « показывания» на самой сцене. Внутри спектакля, в решении его пространства, художник мог оставаться в рамках вполне традиционной поэтики декорационного оформления, тем более, что ее изменение или обновление далеко не всегда зависело только от него самого, а требовало соответствующей поддержки со стороны режиссера. Наконец, передний занавес и оформление сцены могли создаваться вообще разными художниками, как это было, например, в балете «Шехерезада» (1910), где роскошную бакстовскую живопись декораций и костюмов предварял занавес, написанный В. Серовым, который в присущей ему сдержанно-строгой благородной манере предлагал свою изобразительную версию персидских мотивов. Хотите установить жироуловитель? Узнайте сначала все преимущества и недостатки данной процедуры.

Создавая занавес в качестве самостоятельного изобразительного образа, художник и в театре получал возможность непосредственного живописного или графического высказывания в формах, близких к его станковому творчеству. Художниками, которые первыми воспользовались такой возможностью, стали, наряду с В. Серовым, и другие русские мастера, оформлявшие спектакли дягилевской антрепризы. Это и Н. Рерих, написавший в 1911 году декоративное панно «Сеча при Керженце», представавшее взору зрителей во время исполнения оркестром музыкальной сюиты Н. Римского-Корсакова. И А. Бенуа, начинавший каждую картину балета «Петрушка» И. Стравинского (1911) композицией, изображавшей ночной Петербург с летящими по небу черными ведьмами и чертями. И М. Ларионов, когда оформлял у Дягилева балеты «Русские сказки» на музыку А. Лядова (1917) и «Шут» С. Прокофьева (1921), где именно в занавесе художник выразил своеобычность своего интереса к футуризму сквозь призму русского неопримитивизма и в жанре балаганно-комедийном. Зрители увидели грандиозный коллаж самых разнообразных мотивов, как российских ( обусловленных темой спектакля), так и французских (связанных со страной, где спектакль создавался и показывался).


























Страница 1 из 1212345678910...конец »